Царь Борис, он же - дядя Боря

В июле Крымский академический театр кукол отмечает День памяти Бориса Азарова – человека, руководившего «театром для самых маленьких» в течение нескольких десятилетий.

С Азаровым простились четыре года назад, в феврале 2013. Срок небольшой и большой одновременно. Некоторые считают (если не говорят, то думают) – хватит клясться именем Азарова, нужно шагать вперёд, не оглядываясь в прошлое. Но многие помнят, ничего не забыли – и это благородно.

У каждого, конечно, свой Азаров, у меня – тоже. Ещё школьником я узнал, что есть такой человек – Борис Азаров. Он ещё не был худруком, деятелем, мэтром, он просто учился на режиссёрском заочном отделении Крымского училища культуры. Ведущим педагогом курса был мой отец, вот я и просиживал частенько на репетициях. Это был сильный курс – зрелые, солидные, мыслящие люди, некоторые бы сделали честь профессиональному театру – но даже среди них выделялся студент Борис Азаров – своей солидностью, основательностью, впечатляющей фактурой. Кого бы он не играл – белогвардейца Алмазова, попавшего в водоворот революции («Гибель Алмазова» - этот герой хоть и был отрицательным, но вызывал симпатию и уважение, и когда, в результате, в финале спектакля побеждали революционные матросы, читавшие со сцены стихи Александра Блока, «беляка Алмазова» было жалко) или мецената Нила Стратоныча Дудукина («Без вины виноватые») – в любой роли обращали на себя внимание человеческая значимость, немногословность Азарова, его крепкий профессионализм – профессионализм человека, освоившего в театре практически все профессии.

Общаясь с Азаровым позже, я как-то забывал порой, что передо мной – художественный руководитель одного из лучших Театров кукол страны, талантливый режиссёр. Азаров всегда держал дистанцию, но при этом не подчёркивал разницу в возрасте, умел быть простым, не возвышать себя. В театре, в зависимости от ситуации, он мог быть царём Борисом, от которого зависело всё и вся, а мог – дядей Борей – другом всех крымских девчонок и мальчишек, человеком со слабостями, ничуть не напоминавшим «памятник себе».

И ещё – он обладал чувством юмора (а как без этого?) – причём не сарказмом, а каким-то мудрым юмором, негромкой усмешкой. Это улавливалось и в его детских спектаклях, и в постановках, рассчитанных на более взрослого зрителя. Они мне особенно нравились – «Сказки

Чуковского», «Красные дьяволята», «Звёздный мальчик», «Ковбойская история»…

Так что, вспоминая Азарова, коллектив поможет себе обрести былую уверенность. Хотя забыть легче, чем вспомнить. А вспомнить легче – чем помнить всегда. Но надо помнить.

Заслуженный работник культуры АРК

Лауреат Премии АРК

Сергей Пальчиковский

Архив новостей