О нас

Крымский академический театр кукол – один из старейших и ведущих театральных коллективов полуострова.

19 октября 1938 года в Постановлении Совета Народных Комиссаров Крымской АССР было записано: «… организовать в 1939 году в г. Симферополь при ТЮЗе детский передвижной кукольный театр для обслуживания колхозов и совхозов».

Творческий коллектив возглавила Мария Константиновна Шуринова – педагог, драматург, художник и режиссёр.

Сказка «Аленький цветочек» С. Аксакова открыла первый театральный сезон в сентябре 1939 года.

78 лет театр хранит и развивает традиции известных в своё время кукольников Ефимовых.

В годы Великой Отечественной войны коллектив не прекращал деятельности в условиях оккупации.

В 1950 году, с приходом режиссёра и педагога Андрея Трапани, театр сделал первый шаг вперёд, порвав с натурализмом и обратившись к новой драматургии. Спектакль «Кощей Бессмертный» А. Валентинова (1954г.) в постановке режиссёра Анатолия Игнатьева стал началом приближения к условности куклы.

Художники Леонида Гусаренко и Валентина Харабарина отказавшись от павильонной сценографии, делали акцент на детали, пробуждая воображение зрителя.

В театре ставили спектакли не только для детей, но и для взрослых: «Ночь перед Рождеством» по Н. Гоголю (1952 г.), «Чёртова мельница» И.Штока (1955 г.), «Виндзорские насмешницы» В. Шекспира (1958 г.).

Следующий шаг связан с приходом в 1960 году художника Владимира Майорова. Благодаря более условным куклам в его исполнении, спектакли: «Тимка с Голубой планеты» В. Орлова (1962 г.) и «Вредный витамин» Ю. Елисеева (1963 г.) в постановке режиссёра Александра Кириловского получили высокую оценку представителей Международного союза деятелей театра кукол (УНИМА) в 1963 году.

Важнейшим этапом развития в жизни коллектива стала постановка режиссёра Сергея Морозова «Неразменный рубль» по пьесе Ю. Елисеева (1966 г.), где впервые использовались методы механизации куклы. О Крымском театре кукол заговорили всерьёз.

Годы творческого подъёма связаны с именем крымского поэта, писателя и драматурга Владимира Орлова. 15 пьес автора получили первопрочтение на сцене театра: «Золотая чайка», «Цветное молоко», «Как стать великаном» и другие.

С 1978 по 2012 год коллектив возглавлял Борис Азаров. Режиссёр обладал редким даром создания кукольной постановки для детей. В каждом из его спектаклей есть художественная уникальность. Под руководством талантливого человека и кукольника театр вышел на высокий профессиональный уровень и в 2007 году был удостоен звания «Академический». Созданная им труппа и репертуарная афиша определяют успех крымских кукольников и сегодня.

Творческий коллектив помнит имена своих старейших сотрудников: Регины Родзевич-Игнатьевой, Людмилы Дроздовой, Надежды Кумачёвой, Людмилы Кондряковой, Веры Глаголевой-Белуш, Николая Раневского, Александра Борисова, Михаила Бондаренко, Виктора Мильченко, Бориса Азарова, Георгия Мартьянова, Игоря Пехтелева и других.

Коллектив провёл в Крыму три международных фестиваля театров кукол - 2000, 2001, 2004 гг. и два тематических - «Minifest-papirteatr» - 2012 г., I межрегиональный фестиваль театров кукол «Украинская народная сказка в Крыму», посвящённый памяти Бориса Азарова – 2013 г.

Театр радушно принимает коллег, и наши зрители имеют возможность познакомиться с творчеством лучших театральных коллективов России.

Кукольники представляли Республику Крым на международных фестивалях и гастрольных турах в Рязани, Ростове-на-Дону, Тамбове, Южно-Сахалинске, Набережных Челнах, Чебоксарах, Белгороде, Сыктывкаре, Абакане, Астрахани, Мытищах и Казани.

В новом 79 - ом театральном сезоне спектакли крымчан: «Любовь дона Перлимплина» по пьесе Ф. Г. Лорки и «Волшебное оружие Кендзо» на темы японских народных сказаний в программах фестивалей «Рязанские смотрины - 2017» (г. Рязань) и «Золотое колечко» (г. Владимир).

Репертуарная афиша включает более 30 спектаклей для детей и взрослых. Это постановки разных жанров и стилей, которые получают высокую оценку коллег по ремеслу, театральной общественности и зрителей.

В планах театра развивающий спектакль для малышей «Разноцветный слон» по произведениям английского писателя и художника Дэвида Макки, а также иронический детектив «Собака Баскервилей» по мотивам рассказов Конан Дойла, предназначенный взрослому зрителю.

Универсальность и разноплановость творческого коллектива, интересная и талантливая труппа создают особую атмосферу для реализации новых проектов, характеризуют его своеобразие и самое главное – современность.

Театр всегда молод, чувствует время, а значит, каждый день проживает новую жизнь.

Архив новостей